Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Приоритетом в развитии любого государства, является особой ценностью обеспечение качественной жизнедеятельности общества, способом взаимодействия государства с его населением, которые выражаются главным образом, в определении своих прав и свобод во взаимодействии с государством.
Конституционные нормы обеспечивают и допускают взаимодействие общества с государством. Конституционные определяют особое значение в ценности прав и свобод граждан для российского государства, позволяя применять их во всех сферах общества, а также вступать в правоотношения, защищать свои права и иметь особенных статус гражданина РФ.
Государственное устройство включает в себя значительное количество элементов, с помощью которых осуществляется сам процесс государственного управления, которые характеризуются в качестве конституционного строя. Следовательно, конституционный строй определяет особую форму организационных функций государства, которые закреплены в основе конституции государства.
Актуальность работы. В России формально разработана собственная модель федеративного устройства. Россия является конституционной асимметричной федерацией, основанной на территориальных и национально-территориальных принципах, которые признают исключительный суверенитет Федерации.
Довольно важной особенностью конституционного регулирования федеративного устройства Российской Федерации является сочетание принципа равенства всех субъектов федерации, который относится к основам конституционного строя, в том числе в отношениях с федеральными органами государственной власти ( Части 1 и 4 статьи 5 Конституции), а также статусные характеристики одного из типов субъектов Федерации - автономных округов, которые в соответствии с Конституцией (пункт 4 статьи 66) могут быть частью другие объекты - края и регионы.
Целью курсовой работы является проведение анализа конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть конституционное регулирование статуса субъектов Российской Федерации и их виды, а также распределение компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации
- изучить особенности правового статуса республик Российской Федерации, краев, областей и городов федерального значения
- определить особенности правового статуса автономных образований
Объектом исследования является общественные отношения в сфере закрепления и развития конституционного строя РФ и субъектов РФ.
Предметом исследования является понятие и содержание конституционного строя РФ.
В ходе исследования были использованы следующие методы: диспозитивный, императивный, логический, описательный, формально-логический.
Для написания курсовой работы и исследования ее теоретической части, использовалась учебная и специальная литература, которая в свою очередь является методом, способствующим раскрыть тему курсовой работы.
Объем и структура курсовой работы определяется поставленными целями и задачами, и которая состоит из введения, глав, параграфов, заключения и списка использованной литературы
ГЛАВА І. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИХ СТАТУСА
1.1 Конституционное регулирование статуса субъектов Российской Федерации и их виды
Российская Федерация, как и все государства имеет свое государственное устройство и основы функционирования, правовой и политический режим, который объединяет государство в единый строй, которым является конституционный.
Конституционным строем является основа организационной структуры функционирования государства, которая сформирована на основе базовых установок Конституции. Конституционный строй – это основа функционирования государства, направления и утверждения от которых отталкивается при своем действии государство.
Форма конституционного строя включает в себя три основных характерных элемента, которые строго установлены в основном законе государства изменены просто так, даже высшими органам государственной власти не могут.
Основные элементы конституционного строя в нашем государстве, на основе которых оно функционирует, закреплено в Конституции РФ, которая выделяет основные принципы, характерные для конституционного строя.
Принцип, характеризующий федеративное государство, содержит в себе определение состава России, которая включает в себя территориальное разделение на регионы, автономии, республики и субъекты, при этом все территории являются равноправными.
Принцип государственного суверенитета включает в себя основы распространения государственной власти на всей территории России, а также признана на международном уровне независимым государством.
Законодательство в РФ признается в России, в качестве верховенства закона, наделенного юридической силой. При этом значимость, действие и соблюдение основ и требований закона, происходит соответствии с иерархической построенной системой и все изданные законы в государстве, не могут противоречить основному закону государства – Конституции РФ.
Правовая система России, построена таким образом, что затрагивает все сферы общественных отношений. При этом Конституция РФ, основой конституционного строя также определяет наивысшей ценностью государства права и свободы человека и гражданина, устанавливая при этом демократический режим государства. Также конституционный строй РФ, определяет законодательную систему, в которой все граждане без исключения равны перед законом.
Российская Федерация является федеративным государством, которое сформированное на основании тех условий, в которых учитывается интерес и воля народа. Полная формулировка отражена в гл.3 Конституции РФ, в которой определен полный состав субъектов, входящих в государство РФ, а также их полный перечень, вид и наименование каждого субъекта, созданных и распределенных на момент принятия Конституции РФ.
Субъектом РФ является территориальное образование, имеющее свой правовой статус, наименование, а также территориальные границы, входящие в состав РФ.
Субъекты РФ имеют различные территориальные границы, а также свое наименование и наделенный государством РФ определенный правовой статус. Субъектами РФ, в соответствии с Конституцией являются: республики; край, область, город федерального значения; автономная область и округ.
Субъекты РФ различаются между собой по разным основаниям, которые отражаются и в экономическом развитии, уровня реализации и производства различных отраслей; климатического и территориального расположения, уровня объема полномочий, а также состава населения, исторического развития и национального формирования. При этом, несмотря на такое различие межу субъектами, РФ наделяет их всех единым правовым статусом, что подтверждает абсолютное их равенство, между собой, а также для восприятия самого государства.
Конституция РФ, на момент своего создания и утверждения в своем содержании, определяло четкое количество субъектов по их наименованию и видам, при этом наделяя их соответствующим правовым статусом, под которым понимается наделение определенным перечнем прав и обязанностей субъекта, а также конкретными полномочиями и правомочиями, включающие в себя законодательную инициативу, в порядке правотворчества, также к определенными гарантиями, и основаниями, включающие в себя ответственность.
Республик, как субъект РФ, наделяется правовым статусом Основным законом РФ, который устанавливает основания в принятии такого статуса, с помощью определенных элементов.
Республика является равноправным по своему виду субъектов РФ, как на уровне признания ее таковой самим государством, а также на уровне других субъектов федерации, при взаимодействии между ними, а также федеральными органами государственной власти.
Республика, как субъект РФ, является частью государства, имеет свою территорию и с границами ведения, имеет право функционировать на основе собственной сформированной Конституции, использовать и устанавливать в нормативно – правовых актах государственные языки, наделены соответствующими полномочиями и сферой ведения.
Республика, в целях обеспечения взаимодействия с федеральными органами государственной власти, а также совместного ведения и решения государственных задач, создает свои собственные органы государственной власти, на уровне субъектов РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно – правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021)
3. Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" от 21.12.2021 N 414-ФЗ
4. Федеральный закон "О национально-культурной автономии" от 17.06.1996 N 74-ФЗ
5. Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 22.12.2020 N 439-ФЗ (последняя редакция)
6. Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.1994 N 5-ФЗ (последняя редакция)
Специальная и учебная литература
1. Антоненко Т. А., Милявская Ю. В., Смоленский М. Б. Конституционное право России в схемах и таблицах. М.: Феникс, 2018. 240 с.
2. Андриченко, Л. В. Конституционное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Л. В. Андриченко и др.; под ред. В. А. Виноградова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 551 с.
3. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай. — 10-e изд., изм. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 784 с
4. Заякин, В. Г. Современные проблемы распределения полномочий между органами власти Российской Федерации и ее субъектов / В. Г. Заякин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 202-204.
5. Кокотов, А. Н. Конституционное право России. Курс лекции / А. Н. Кокотов — М.: Проспект, 2017. — 296 с . — С. 149
6. Комарова В. В., Варлен М. В., Лебедев В. А., Таева Н. Е. Конституционное право России. Учебник. М.: КноРус, 2019. 280 с.
7. Конституционное право. Общая часть. Учебно-методическое пособие / под ред. Богданова Н. А. М.: Зерцало, 2019. 372 с.
8. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019. 592 с.
9. Маркина Е., Смоленский М. Б., Клюшкина Л. Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. 232 с.
10. Нудненко Л. А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2019. 288 с.
11. Носов, С. И. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») / Носов С.И. — М.:Статут, 2018. — 391 с.
12. Прудников, А. С. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / А. С. Прудников и др.; под ред. А. С. Прудникова, В. И. Авсеенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 767 с.
13. Самойлова, Р. А. К вопросу о структуре системы источников отрасли конституционного права Российской Федерации // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2019. — С. 27-30.
14. Таева, Н. Е. Конституционное право Российской Федерации. Практикум: Учебное пособие / Н.Е. Таева. — М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2019. — 106 с.
15. Турсунбаева, Д. С. Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет конституционного (уставного) регулирования / Д. С. Турсунбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 148-150.
16. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с.
17. Эбзеев, Б. С. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Б. С. Эбзеев и др.; под ред. Б. С. Эбзеева, А. С. Прудникова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. — 671 с.